Младенец еще не родился. Мария и Иосиф только вошли в Вифлеем. Город полон людей, прибывших на перепись населения, объявленную царем Иродом. Но в этой бурлящей толпе Марию и Иосифа мы узнаем безошибочно. Вот они, тихие и незаметные: она на ослике, он – с плотницким инструментом. У Марии отрешенное лицо, она поглощена предстоящим чудом. Рядом вол, смотрит на нас пристальным взглядом. Ослик и вол – те животные, которые будут присутствовать при рождении. Скоро, совсем скоро в глубоком темном небе зажжется рождественская звезда…
«Перепись в Вифлееме» Питера Брейгеля Старшего - выдающаяся и совсем необычная картина о Рождестве.
Вневременной и вечный евангельский сюжет Брейгель включил в панораму конкретных, близких ему жизненных событий и образов. Зима и совсем не вифлеемский снег. Вот - люди строят сарай, а вот - переносят вещи. Здесь забивают свинью, а здесь пьют пиво. Мы можем подробно рассмотреть, как идет перепись населения, и видим, что на самом деле изображен сбор налогов – по человеку в зеленой одежде, протягивающему руку с деньгами. На стене здания – герб Габсбургов, иноземных и ненавистных правителей Нидерландов. В том же году, в каком написана картина, началась нидерландская революция - долгая борьба за независимость от испанского владычества. И еще много-много других деталей и персонажей.
И кажется, что в этом калейдоскопе обыденной жизни совсем потерялись главные герои картины - Святое Семейство. Но сколько бы мы ни рассматривали картину, наш взгляд неизменно будет останавливаться на скромной фигурке Марии, сосредоточенной на великом сокровище, которое она несет под своим сердцем.
Так и в жизни. Поглощенные заботами, мы не замечаем сокровищ совсем рядом с нами. И прозреваем, когда великое и прекрасное начинает жить в нашем сердце.
Питер Брейгель Старший. Перепись в Вифлееме. 1566. Королевский музей изящных искусств, Брюссель.
0 Комментарии