Николай Ярошенко - Курсистка
Безлюдно на пустынной улице Петербурга, безлюдно и холодно. Закончились занятия и юная девушка, которая так ждала своего совершеннолетия (21 год), чтобы поступить на курсы, спешит домой.
Как непохожа она на нарядных барышень, прогуливающихся по Невскому днем или ранним вечером, или садящимся в экипажи (тут им галантно помогают молодые люди). Девушка могла бы выбрать эту праздничную жизнь, но выбрала другую.
Одета нарочито строго: мужского покроя плащ , мужская же шапочка, волосы коротко подстрижены ( это прямо таки вызов обществу, так барыни стригли своих «порченных» девок).
Но на фоне этого непритязательного на кокетство наряда нежное девичье лицо с умными глазами.
На полотне изображена Анна Константиновна Дитерихс (1859-1927 годы) из известного в русской истории рода военных, в будущем – детская писательница, мемуаристка, единомышленница Л. Н. Толстого, но пока студентка Высших женских (Бестужевских) курсов.
Когда в 1883 г. на 11-й выставке художников-передвижников появилось полотно Николая Ярошенко «Курсистка», реакция была неоднозначной: отзывы в прессе варьировались от восторженных до гневных.
Противоречивая реакция на «Курсистку» была отражением общественной борьбы за право женщин получать высшее образование. Эта картина стала первым изображением учащейся русской женщины.
Дело в том, что в те времена высшее образование было абсолютно недоступным для женщин: в начале 1880-х гг. Высшие женские курсы находились под постоянной угрозой запрета. В 1881 г. Комиссия по вопросу об усилении надзора за учащейся молодежью прямо потребовала роспуска курсов, а в 1882 г. были упразднены женские врачебные курсы – «клоака анархической заразы». От «Курсистки», появившейся в 1883 г., веяло духом протеста.
Не только журналисты бульварных газет, но даже уважаемые преподаватели высших учебных заведений выступали с такими откликами, как профессор Цитович: «Полюбуйтесь же на нее: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперед, в мутных глазах все: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня – что это такое?».
А раз такая реакция- значит художник очень точно попал в цель , равнодушных не было!
Известно два варианта картины- один из них находится в Киевском музее, другой- в Калужском .Я сделала фото как раз из Калужского музея, когда Ирина Антонова делала в Пушкинском выставку «Передвижники и импрессионисты».
Картина поступила в Калужский музей в 1919 году вместе с другими полотнами Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево (Юхновский район, ранее – Мещевский уезд), где до революции жил родной брат художника. Ярошенко навещал его, писал в усадьбе свои картины и нередко оставлял их в имении.
После национализации все картины из усадьбы были переданы в музеи.
Н.Я.Ярошенко(1846-1898).Курсистка.1883.Калужский музей изобразительных искусств
Как непохожа она на нарядных барышень, прогуливающихся по Невскому днем или ранним вечером, или садящимся в экипажи (тут им галантно помогают молодые люди). Девушка могла бы выбрать эту праздничную жизнь, но выбрала другую.
Одета нарочито строго: мужского покроя плащ , мужская же шапочка, волосы коротко подстрижены ( это прямо таки вызов обществу, так барыни стригли своих «порченных» девок).
Но на фоне этого непритязательного на кокетство наряда нежное девичье лицо с умными глазами.
На полотне изображена Анна Константиновна Дитерихс (1859-1927 годы) из известного в русской истории рода военных, в будущем – детская писательница, мемуаристка, единомышленница Л. Н. Толстого, но пока студентка Высших женских (Бестужевских) курсов.
Когда в 1883 г. на 11-й выставке художников-передвижников появилось полотно Николая Ярошенко «Курсистка», реакция была неоднозначной: отзывы в прессе варьировались от восторженных до гневных.
Противоречивая реакция на «Курсистку» была отражением общественной борьбы за право женщин получать высшее образование. Эта картина стала первым изображением учащейся русской женщины.
Дело в том, что в те времена высшее образование было абсолютно недоступным для женщин: в начале 1880-х гг. Высшие женские курсы находились под постоянной угрозой запрета. В 1881 г. Комиссия по вопросу об усилении надзора за учащейся молодежью прямо потребовала роспуска курсов, а в 1882 г. были упразднены женские врачебные курсы – «клоака анархической заразы». От «Курсистки», появившейся в 1883 г., веяло духом протеста.
Не только журналисты бульварных газет, но даже уважаемые преподаватели высших учебных заведений выступали с такими откликами, как профессор Цитович: «Полюбуйтесь же на нее: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперед, в мутных глазах все: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня – что это такое?».
А раз такая реакция- значит художник очень точно попал в цель , равнодушных не было!
Известно два варианта картины- один из них находится в Киевском музее, другой- в Калужском .Я сделала фото как раз из Калужского музея, когда Ирина Антонова делала в Пушкинском выставку «Передвижники и импрессионисты».
Картина поступила в Калужский музей в 1919 году вместе с другими полотнами Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево (Юхновский район, ранее – Мещевский уезд), где до революции жил родной брат художника. Ярошенко навещал его, писал в усадьбе свои картины и нередко оставлял их в имении.
После национализации все картины из усадьбы были переданы в музеи.
Н.Я.Ярошенко(1846-1898).Курсистка.1883.Калужский музей изобразительных искусств
0 Комментарии