Вильям-Адольф Бугро - Элегия

 Вильям-Адольф Бугро (1825–1905)

Элегия
1899 г.

Творчество французского художника Вильяма Бугро (Бугеро) (1825 – 1905) – весьма неоднозначное явление в истории живописи. Один из главных живописцев Франции второй половины XIX века, признанный мастер академической живописи, высоко оцененный современниками, снискавший мировую славу и известность при жизни, после своей смерти был предан забвению почти на столетие. Его работы стыдливо пылились в запасниках музеев, его имя было вычеркнуто из энциклопедий и учебников по истории искусства, а если и упоминалось, то только в негативном ключе как обозначение выразителя тех художественных тенденций, которым не подобает следовать.
Это может показаться странным стечением обстоятельств. Однако данный парадокс оказывается вполне закономерным и объяснимым, если рассмотреть глубинные процессы, которые происходили в обществе. Вторая половина XIX века отмечена тенденцией «расколдовывания» мира, когда на смену религиозной пришла иная система ценностей, положившая в основу человеческого существования индивидуализм, личное материальное благополучие и определившая новую секуляризованную модель мира с его культурой отрицания, мятежного богоотступничества, признания непреодолимости зла и воспевания красоты увядания. Австрийский историк искусства Ханс Зедльмайр (1896 – 1984) в своем блестящем исследовании, посвященном искусству XIX – XX века, – «Утрата середины» – метко и проницательно охарактеризовал состояние современной цивилизации как тяжелый недуг, главным симптомом которого является потеря объединяющей религиозной идеи, составлявшей на протяжении целых столетий высший духовный смысл искусства. Самое невероятное заключается в том, что человек XX века пришел к отрицанию своего собственного образа. «В футуризме погибает человек как величайшая тема искусства. В футуристическом искусстве нет уже человека, человек разорван в клочья», – писал выдающийся русский мыслитель Николай Бердяев. Модернизм, прикрываясь понятием «свободы выражения», не только разрушил традиционные ценности, исказил формы, отринул рисунок, как основу живописи, но и заклеймил позором художников, придерживавшихся классических взглядов. Как ни странно, эта воплотившаяся в модернизме так называемая «свобода» стала одной из наиболее яростных форм подавления.
Вильям Бугро считался одним из крупнейших живописцев своего времени. Он был членом Французской Академии изящных искусств, командором Ордена Почетного легиона. Являлся одним из ведущих преподавателей частной Академии художеств Жюлиана в Париже. Регулярно выставлялся в Королевской Академии художеств Лондона. Был вице-президентом Международной выставки в Антверпене 1894 года. В 1901 году по специальному приглашению присутствовал на официальном банкете в честь визита во Францию русского императора Николая II. Особенно любим Бугро был в США – его полотна охотно приобретали музеи, галереи и частные коллекционеры Америки.
Однако уже при жизни французский мастер академической живописи начал подвергаться критике со стороны художников новых направлений и критиков искусства. А в XX веке он стал абсолютным изгоем в мире искусства. В критической литературе Вильяма Бугро презрительно называли салонным живописцем, а его творчество – пошлым, вульгарным, слащавым и банально сентиментальным.
Всю свою жизнь Вильям Бугро был последовательным приверженцем академизма – того направления в живописи XIX века, которое было основано на следовании формам и традициям классического искусства. Он создал огромное количество произведений на мифологические, аллегорические и религиозные темы, дававшие простор для воплощения идеализированного мира. Грезы идиллической античности не покидали художника всю его жизнь.
Идеализация мира в произведениях Бугро восхищала одних, но в то же время вызывала негодование у других. Многим казалось, что его искусство, как и творчество других художников-академистов (здесь уместно вспомнить Г. Семирадского, К. Маковского, Ф. Бронникова, Л. Альма-Тадема, Ж.-Л. Жерома, А. Кабанеля, Ж. Лефевра, Л. Бонна) имеет мало общего с реальной жизнью.
В основе академической концепции искусства лежит античный канон красоты, основанный на безупречной гармонии и идеальных пропорциях. В академическом искусстве форма, как правило, преобладает над содержанием. Вместо психологического углубления в натуру – созерцательное любование. Вместо погружения в обыденную реальность – зачарованность красотой мира. Вместо монохромной аскетической гаммы – античная полихромия. Художников академистов презрительно называли идеалистами. Их картины считались «красивыми выдумками». За академическим направлением, оторванным от реальности, еще с конца XIX века стойко закрепилось понятие «плохого искусства». Оно было осуждено, обесценено, стало предметом насмешек и критики. А сам термин «академизм» использовался исключительно как бранное слово. Вильям Бугро, наряду с другими художниками-академистами, оказался в «черном списке» у тех покровителей новых художественных течений, которые, собственно, и заняли монопольную позицию в музейной, выставочной и учебной деятельности.
Французский писатель Ж.-К. Гюисманс (1848–1907) язвительно говорил, что Бугро изобрел «газированную живопись». Один из крупнейших представителей импрессионизма Э. Дега (1834–1917), критически относившийся к творчеству Вильяма Бугро, ввел даже пренебрежительный термин «bouguereauté» («бугровщина») для иронического обозначения слишком зализанной и законченной живописи, построенной на аккуратных растяжках цвета и мягких контурах. В XX века в критической статье написать о ком-то «Бугро нашего времени» означало не просто унизить и оскорбить, а покончить с таким художником навсегда.
Стиль живописи Вильяма Бугро достаточно эклектичен, что характерно было для позднего академизма второй половины XIX века. Он впитал в себя не только классицистические традиции, но и художественные приемы романтизма, символизма, реализма и натурализма. Бугро можно было бы назвать романтическим реалистом или, как выразился один из знатоков и почитателей таланта Бугро Марк Стивен Уолкер, – представителем фотографического идеализма.
Вильям Бугро стремился оторвать взгляд зрителя от насущных, земных, материальных проблем и сосредоточиться на красотах Аркадии – поэтическом образе счастливой жизни. Американский коллекционер XX века Роберт Исааксон, внесший большой вклад в реабилитацию искусства В. Бугро и таких мастеров XIX века, как Л. Альма-Тадема и Ж.-Л. Жером, справедливо замечал, что в своих произведениях Бугро всячески избегал признаков современной жизни и помещал сцену в некую вымышленную страну божественной и абсолютной красоты.


Отправить комментарий

0 Комментарии