Фердинанд Ходлер - «Ночь»

 Фердинанд Ходлер. «Ночь» (1890)

Холст, масло. 116 x 299 см
Kunstmuseum Bern, Switzerland

Под влиянием условий окружающей действительности у Ходлера стал определяться важнейший для его мировоззрения взгляд на искусство как на средство воплощения неугасаемой, вечно действующей силы жизни. Натура «упрямого бернца» приняла этот постулат, который как будто должен был положить конец его творческой раздвоенности. Символизм как антиреалистическое направление, уводящее в область туманных мечтаний, должен быть отброшен, хотя символ как средство художественного обобщения может быть принят на вооружение искусства.

Последователи символизма не смогли постигнуть отношения между миром видимым и тайной, его окружающей. Как проявление буржуазной культуры капитализма па его последней стадии символизм не мог ответить на духовные запросы реального мира. Даже Метерлинк признавал, что символизм трудно воспринимается современным человечеством, воспитанным на идеях позитивизма и точных знаний. Туманные порывы к бесконечному, мистические откровения должны уступить мощному социальному движению европейской мысли и реалистическому искусству.

Внутренний мир Ходлера действительно был необычайно сложен. Конфликт, существовавший между Ходлером и зрителем, продолжал разрастаться и приобрел особую остроту в связи с его новой картиной «Ночь» (1890; Берн, Художественный музей). Ходлер почувствовал себя в центре какого-то зловещего внимания. Нельзя было оставаться спокойным, услышав фарисейские разговоры, лицемерные выступления, в которых художника обвиняли во всех смертных грехах, считая, что картина направлена против общественной нравственности.

Враги новых живописных приемов Ходлера имели благоприятный случай использовать свое раздражение против того, кто нанес пощечину общественному вкусу. Здесь повторилась та же история, какая произошла с картиной Мане 1863 года «Завтрак на траве», которая стала объектом «общественного скандала», вызвав ярость мещан и ханжей.
В большой картине «Ночь» изображены три женщины, спящие рядом с мужчинами. Две из них полуобнажены, третья, занимающая центральное место на переднем плане картины, обнаженная, повернувшаяся спиной к зрителю, лежит, обнявшись с мужчиной. Все объяты спокойным глубоким сном, за исключением одного, лежащего в центре всей сцены, который страдает от кошмаров. Черты его лица искажены, глаза открыты и бессмысленно смотрят на сидящую перед ним фигуру, покрытую густым черным покрывалом, — аллегорию кошмара. В этом образе Ходлер изобразил самого себя.

Композиция картины кажется необычной. Художник нарушает классическое распределение объемов, разбрасывая по углам картины фигуры, которые представляют собой почти отдельные академические этюды. Фигура, помещенная в центре сцены, не объединяет композицию. Однако картина сохраняет равновесие целого. Ходлер применяет для этого свои приемы — так называемый параллелизм, повторность, помещая фигуры симметрично в углах картины. Большая роль также отводится им игре света и тени, живописным контрастам л тонам, достигающим большой силы красочного ритма.

Когда в связи с показом картины «Ночь» страсти накалились, Ходлер, по совету друзей, устроил в Женеве выставку из трех произведений, в том числе «Ночи», в помещении так называемого Дома выборов. Художник испытал большое удовлетворение, когда увидел настоящее паломничество на его выставку.



Отправить комментарий

0 Комментарии