Фердинанд Ходлер - «Мужественная женщина»

 Фердинанд Ходлер. «Мужественная женщина» (1886)

Холст, масло. 99 х 171,5 см
Художественный музей, Базель

В 1880-е годы женевские критики были очень злы на Фердинанда Ходлера. Уже несколько лет художник, отмеченный удивительным дарованием (в том, что Ходлер талантлив, не сомневались даже самые закоренелые его враги), лучший ученик Бартелеми Менна, водил их за нос. «Торопитесь делать нечто другое!» - призывали они живописца со страниц «Journal de Geneve».

Этот призыв следует понимать так: «Давайте нам пейзажи, жанровые сцены, давайте нам даже что-нибудь возвышенное, но только удобное глазу, не заставляйте нас смотреть ваши мерзости». Но Ходлер не внимал этим словам. Он не понимал ни намеков, пи прямых указаний к действию. И критики приходили в еще большее раздражение. Они были совершенно дезориентированы: у Ходлера великолепный рисунок, мощный колорит, он, как никто умеет строить композицию, он мог бы стать первым швейцарским художником, а пишет уродства. Особенно накалились страсти, когда мастер выставил на женевской городской выставке 1886 года «Мужественную женщину». Рецензенты обвиняет его в «наступлении против вкуса и здорового человеческого сознания», а его героиню называли «безобразным экземплярам женского рода». Но... даже и здесь они не смогли не отметить виртуозной техники Ходлера.

Ходлер убедительно показывает буйство стихии. Волны, взметаясь, уже захлестывают за борт лодки. Созданию необходимого впечатления способствует и то, что в «Мужественной женщине» нет горизонта. Все пространство картины занимает вода. Ноги этой женщины, обутые в грубые, почти мужские башмаки, действительно не отличаются изяществом. В них есть нечто большее — сила и прочность.
У женевских обывателей «жизнь на лоне природы» ассоциировалась с веселыми пикниками на траве и прогулками по дорожкам, присыпанным гравием. Художник показывает, что по-настоящему «жить в природе» очень трудно. Что для этого нужны стальные мышцы и сила духа .



Отправить комментарий

0 Комментарии