Иероним Босх - Корабль дураков

 Иероним Босх Корабль дураков. 1495—1500 La Nef des fous Доска, масло. 58 × 33 см Лувр, Париж


Приблизительное время написания картины – 1495-1500 годы. Непосредственные причины, подвигнувшие художника написать полотно, неизвестны. Как и его первоначальные замыслы. «Корабль дураков» Босха – часть левой створки утраченного триптиха художника. Разделяет место на общем полотне с работой, получившей название «Аллегория чревоугодия и сладострастия». Центральная часть триптиха считается утраченной. Вторую створку занимает картина «Смерть купца». С течением времени «Корабль дураков» стал восприниматься как самостоятельное творение автора. Место нахождения – парижский Лувр. Передана в музей в 1918 году из личной коллекции Камиллем Бенуа — французским композитором и меценатом.
Центральные персонажи
В центре монах и монахиня тянутся ртами, чтобы укусить подвешенный на верёвке хлеб (распространённое развлечение на ярмарках), поют под музыку весёлую песню, забавляясь действом, совершенно не подходящим для духовного звания. Мужчины рядом тоже открыли рты и мысленно развлекаются тем же. Женщина за монашкой смело опирается рукой на прилёгшего мужчину, сладострастно улыбаясь ему и наклоняясь с кувшином за водой. Один из компании лезет с ножом на мачту, чтобы разрезать верёвку, которой привязан там жареный гусь. Мужчина справа перегнулся через борт, его тошнит. Лица единого типа, отмеченные инстинктами, но не эмоциями. Вопросы смысла жизни или спасения души их не интересуют.
Необыкновенный шут
Шут во времена художника – часто единственный человек, имеющий возможность высказывать правду. На картине он один не втянут в греховное веселье. Здесь правда не нужна, поэтому шут-горбун, сидящий с чашей вина, отвернулся от всех. Он явно осознаёт неправильность поведения людей. Возможно, это авторское видение своей личности в обществе. В некоторых источниках указывают на его портретное сходство с художником.
Другие люди и символы
К кораблю подплыли двое голых купальщиков с чашей для вина. Они явно намереваются присоединиться к развлечениям. Нижняя часть тел из воды не видна. Ярмарочные развлечения – аллегория на чревоугодие. Музицирование в живописи того времени – обозначение прелюдии к любовному соитию. На первом плане к кораблю привязан опущенный в воду кувшин с вином. Его размеры явно указывают на стремление компании к долгим возлияниям.
Символы
Значение
Лютня
Постоянный инструмент любовных арий
Вишни, вино
Искушение, сладострастие
Сова
Покровительство дьявольских дел
Перевёрнутый месяц на вымпеле
Неверные, ересь
Особенности корабля Босха
Водное средство передвижения у художника настолько давно сидит на мели, что мачта пустила ростки и стала деревом. Воды вокруг мутные, берег совершенно тёмный. Расположение фигур таково, что судёнышко в любой момент может перевернуться. Гребут на нём черпаком, а в качестве руля используют сломанную ветку.
Трактовки названия
Как и все картины, «Корабль дураков» получил своё название значительно позднее написания и не от Босха. Но что стремился донести автор, изображая именно корабль? Здесь имеется три версии, которые имеют право на существование:
• Корабль в эстетике средних веков – символ церкви. Обозначение центральной части храмов имело название «неф» — корабль. Церковь – единственное средство спасения в бурных водах жизни, поскольку направляется Богом. Церковь у Босха погрязла в грехах и ведёт людей на погибель;
• Другое значение – жизненный путь человечества. Корабль дураков символизирует греховность людей, которые уже давно стоят на месте в духовном развитии. Поэтому их не ожидает ничего хорошего;
• Название картины дано в полной аналогии с поэмой современника Босха – Себастьяна Бранта. Совпадая во взглядах с художником, поэт мечтал отправить всех «тёмных людей» на одном корабле в страну Глупляндию.
Основные идеи картины
Человеческие пороки пока не утопили корабль полностью, но совершенно не дают двигаться ему вперёд. Босх безжалостно и сурово осуждает человеческую глупость, высмеивает пороки, но скорбным смехом. Все люди плывут на корабле жизни и должны задумываться о тех же грехах, которым подвержены герои картины. Художник является основателем жанровой живописи в европейском искусстве, что со всей полнотой передачи эмоций видно в одной из его самых известных картин. 



Отправить комментарий

0 Комментарии