Павел Филонов - «Мужчина и женщина»

 «Мужчина и женщина», Павел Николаевич Филонов


1913г. Акварель, тушь, перо, индиго, бумага, чернила. Размер: 31×23.3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург #Story_avantgarde

Небольшую акварель «Мужчина и женщина», по воспоминаниям Олега Покровского, ученика Филонова, художник начал писать раньше, чем «Пир королей», над которым работал полгода, а закончил позже. На «Пире королей» выделяются три фигуры в центре, одна из которых женская. Не эту ли троицу мы видим в верхней части этой картины в трех фигурах, изображенных на неком подобие тронов? И не короли ли уходят в ничто внизу картины, среди извозчиков, странников и простолюдинов? Возглавляют шествие явно важные господа, хотя никакой разницы с судьбой опирающегося на посох странника их важность не обеспечила – в небытие уходят все. Пространственное ощущение времени – одна из особенностей аналитического искусства, "изобретенного" Павлом Филоновым.

Обращает на себя внимание множество представленных в изображении перспектив. Для «сделанных картин», как их именовал Филонов, вообще не существует единой перспективы. Напротив, мы видим изображение с позиций всех изображенных, плюс с позиций тех, кого нам не видно, плюс с различных позиций потенциального зрителя – эдакое сражение перспектив. Кстати, подобную идею футуристы предлагали в ином формате, заявляя, что их картины можно и нужно смотреть, переворачивая, разглядывая с разных сторон.

Некоторые исследователи, в частности, Покровский, трактуют эту картину как трагическую песнь одиночества, отчуждения, от которого не спасает даже Эрос. Но это не единственно возможное видение. На многоплановом фоне картины ярко выделяются светлые фигуры мужчины и женщины. Их «предыдущая» версия, немного сзади, где оба они прикладывают руку к груди, тоже хорошо заметна на карикатурно-мультипликационном фоне окружающей действительности.

Среди темных домов и тревожных напряженно-красных стен появляются две светлые фигуры. Адам и Ева современного мира встречаются, и сам мир становится светлее. Если всмотреться внимательнее, мы понимаем, что центр картины – именно эти мужчина и женщина, только встретившие друг друга и ощутившие, как учащенно в груди бьется сердце. Именно их фигуры вырастают над окружающим миром, от них, словно от солнечных лучей, расходится свет. А сразу бросающиеся в глаза, занимающие передний план огромные мужчина и женщина – это они же, прошедшие череду метаморфоз, которые вносит в человеческое существо любовь.

«Если бы он говорил не красками, пока недоступными большинству, а словами, он стал бы рычагом, который перевернул бы весь мир, и наступил бы рай земной», – говорила Екатерина, возлюбленная, жена Павла Филонова. Лишь спустя восемь лет после написания картины Филонов встретит любовь всей своей жизни и убедится, что изобразил всё верно. Нет, «Мужчина и женщина» – не трагедия отчуждения, она указание пути, на котором отчуждение заканчивается.












Отправить комментарий

0 Комментарии