МОНА ЛИЗА. Часть 2

 МОНА ЛИЗА Ранняя версия

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
ЧАСТЬ 2
Я хочу рассказать ещё об одной картине на которой изображена Лиза Герардини. Речь идёт не о копии картины Леонардо, которых немало. Одна из них была написана неизвестным художником ещё при жизни Леонардо, приблизительно в 1513-1516гг. Эту копию многие возможно видели в музее Прадо в Мадриде. Другая копия неизвестного художника написана в 17в. и выставлена в Национальном музее Искусства, Архитектуры и Дизайна в Осло
Но я сейчас не о копии, а об ещё одной картине Мона Лиза, принадлежавшей руке Леонардо да Винчи и называемой "Ранняя версия Моны Лизы. "
В декабре 2014 года. в Сингапуре впервые состоялась публичная выставка ранней версии.

Существование ещё одной картины Леонардо Мона Лиза, наверняка является сюрпризом для многих любителей искусства.
Для того,чтобы доказать, что обнаруженая картина действительно принадлежит руке Леонардо, был создан Фонд Моны Лизы ( Mona Lisa Foundation) co штаб квартирой в Цюрихе, в Швейцарии .
Это некоммерческий фонд, который возглавляет доктор Маркус Фрэй (Dr.Markus A. Frey)-президент.
О том, что существует два портрета Лизы говорят сведения почерпнутые из исторических документов.
В начале 16в. многие художники того времени, в том числе и Леонардо, писали несколько версий одной и той же картины.
Существует две " Мадонны с веретеном", три, а может даже и
четыре версии "Мадонны с ребёнком и св. Анной"
Наверняка многие видели одну версию "Мадонна в скалах" в Лувре и другую
в Национальной Лондонской Галерее.
Почему же не могла существовать ещё одна версия Джоконды?.
Очень часто можно услышать о "загадочной улыбке" Лизы.
Но загадки, мистика и различные теории касаются не так модели, изображеной на картине, как самой картины. Они окружают историков искусства с начала 20в.
В 1973г выдающийся историк Сэр Кеннет Кларк писал, что Мона Лиза не могла быть написана раннее, чем в 1506г. В других исторических работах указывалась более поздняя дата.
Во многих статьях и книгах обсуждалось кто в действительности изображен на портрете . Назывались имена нескольких куртизанок, герцогинь и других женщин вместо Лизы дэль Джокондо.
Наконец-то точка в этом вопросе была поставлена: в 2005г. Армин Шлехтер (Armin Schlechter) профессор
Хейделбергского университета
(Heidelberg University), paзбирая письма Цицерона к друзьям, увидел на полях заметку. Она принадлежала Агостино Веспуччи ( двоюродный брат Америго Веспуччи), секретарю Никколо Макиавелли . Цицерон писал о древнегреческом художнике Апеллесе, который никогда не заканчивал свои картины. Агостино в заметке написал:
" Точно так как Леонардо да Винчи пишет свои картины, (не заканчивая- моё прим. ) как например портрет Лизы дэль Джокондо и Анны со св. Марией" Под заметкой стояла дата " Октябрь 1503г
Находка в Хейделберге на пыльной полке, навсегда решила вопрос о том, кто и когда изображен на портрете и подтвердила слова Джорджио Вазари
о том кто изображен на картине и то что она была не закончена.
Недолгое время Рафаэль Санти был учеником Леонардо в его боттеге,
Это было приблизительно в 1504г
Существует рисунок молодой женщины Рафаэля, сделаный в этом году. Он очень напоминает портрет Лизы.
Девушка находится а той же позе со сложенными руками. Но есть и различия: модель сидит на балконе между двумя колоннами. Если Рафаэль срисовывал рисунок с картины Леонардо, стоящем на мольберте в его мастерской, то это была не та картина, которая находится сейчас в Лувре. На рисунке Рафаэля, на нас смотрит молоденькая девушка с неуверенным взглядом мало похожая на уверенную в себе женщину с луврского портрета.
А колонны? Спектроанализ картины из Лувра показал , что на ней никогда не были изображены колонны.
Но если Рафаэль не видел картины из Лувра, то КАКУЮ картину он видел?
Идея существования двух версий Моны Лизы, уже предлагалась в 1584г. в Трактате художника и историка Джованни Паоло Ломаццо (Giovanni Paolo Lomazzo). Ломаццо использовал записки Леонардо, которые ему предоставил его друг Франческо Мельци. Мельци был учеником Леонардо, ухаживал за ним до последних дней, а также был его душеприказчиком. Именно ему Леонардо оставил в наследство все свои записки.
В своём Трактате Ломаццо между прочим говорит о двух картинах:
Мона Лиза и Джоконда.
Есть ещё несколько исторических доказательств о существовании двух картин.
Хочется рассказать ещё об одном случае.
Антонио де Беатис, канонник из Молфетта, сопровождал кардинала Луиджи Арагонского в его Grand Tour по Европе .
Беатис вел подробный дневник. 10 октября 1517г они специально приехали в замок Клу, чтобы навестить Леонардо.
Беатис очень подробно описал эту встречу. Леонардо показал им три картины, все полностью законченые. Одна из них изображала флорентийку, написаную по заказу Джулиано де Медичи. Все эксперты пришли к единому выводу что это была луврская Мона Лиза. Значит не та картина, которую заказал Франческо дель Джокондо.
Появился вопрос "Кто заказал портрет?" - Франческо дель Джокондо или Джулиано де Медичи?
Стали исследовать краски на луврской версии.
Оказалось, что в этом портрете Леонардо использовал так называемую " glazing techniques "
Это техника наложения нескольких слоев затемненого лака на существующие краски, чтобы добиться разницы цветов и теней.
Использовалась ранними фламандскими живописцами.
Эта техника отличалась от той, которую изобрел и использовал
Леонардо в других портретах - техники сфумато.
Glazing techniques Леонардо стал использовать после 1508г.
после возвращения в Милан. Поэтому написать портрет Лизы из Лувра художник не мог в 1503г т.к. не пользовался тогда этим методом.
Многие эксперты полагают, что луврская Мона Лиза была написана после 1510г.
В1518г была найдена расписка на имя одного из учеников Леонардо, Джан Джакомо Капротти да Орено, ( фаворит Леонардо, более известный под именем Салаи) в которой сказано что он способствовал продаже королю Франциску нескольких картин Леонардо. Лувр подтвердил, что именно их картина была продана французскому королю в этом году.
Это совпадает с описанием Беатиса картины, которую он видел в Клу в 1517г. В течение года после продажи, Леонардо скончался.
Но это не конец истории. В 1525г Салаи погиб, участвуя в уличной драке. У него остались картины, завещенные ему Леонардо. В описи этих картин значится картина под названием "La Honda", что может означать сокращённо имя La Gioconda ". В описи цена этой картины так велика, что многие эксперты полагают что это был оригинал Леонардо.
Это означает что у Салаи было две картины Моны Лизы- одна была продана королю в 1518г, другая осталась у него.
Вот так исторические документы указывают на существование двух картин "Ла Джоконда "
Но где же Ранняя версия? " Как и кто её нашел и и о ее дальнейшей судьбе в третьей части.




Нравится
Комментировать
Поделиться

Отправить комментарий

0 Комментарии