Автопортрет. Луи Жанмо. 1832 г
Анн-Франсуа-Луи Жанмо (1814 –1892 гг.) почти всю свою жизнь провел во Франции и на просторах туманного Альбиона никогда не бывал. Он родился и вырос в Лионе, учился и работал по большей части в Париже. В тяжелые годы, после Франко - Прусской войны (1870 - 1871 гг.) судьба помотала его по французским предместьям, но он был французом до мозга костей. Настолько, что в возрасте 70 лет женился во второй раз (первая жена художника умерла при родах) на юной Антуанетте Кура - своей бывшей студентке. Впрочем, во всем остальном это был вполне благопристойный француз, который прожил на французской земле почти весь XIX век, со всеми его перипетиями.
Он учился живописи у Виктора Орселя и Доминика Энгра и всегда почитал себя их смиренным наследником, но живопись самого Жанмо чаще всего причисляют к стану реформаторов - прерафаэлитов и последовавших за ними художников - символистов.
Судьба часто посылала Жанмо успехи, там где сам он их не искал. Так, художник никогда не был охоч ни до славы ни до богатств, но в 1855 году он женился на Леони Сен-Поле из очень знатной и богатой семьи Карпантра. Это была не только выгодная женитьба, но и брак по большой любви. К сожалению жена художника скончалась после рождения седьмого ребенка в августе 1870 года. Эта трагическая разлука с любовью всей его жизни отразилась и на живописи художника: вы никогда не ошибетесь в том, была ли та или иная его картина Жанмо написана до 1870 года или после.
Работы Жанмо пользовались во Франции популярностью: ему любили заказывать не парадные портреты и он даже получил несколько заказов на масштабные росписи. В 1856 году Луи Жанмо получил заказ на фреску "Тайной вечери" в церкви Святого Поликарпа (фреска ныне утрачена). Были и другие заказы, в том числе украшение купола церкви Святого Франциска Сальского и ратуши, которую реконструировал друг художника архитектор Дежарден.
Но "трудом всей жизни" Луи Жанмо стали не портреты или фрески в соборах, а огромный художественный цикл "Поэма души". Как-то в мастерскую художника заглянул Эжен Делакруа, он был настолько впечатлен масштабом и характером этого поистине эпического живописного повествования, что настоял на том, чтобы весь этот монументальный труд (все написанные к тому времени 18 цветных полотен) были выставлены на Всемирной выставке в Париже в 1855 году. Однако же триумфа не случилось. Цикл был практически разгромлен критикой и реабилитирован "судом истории" много позже.
"Мои фрески любили, мои портреты хвалили, а вот "труд моей жизни" безжалостно разгромили...", - с горечью писал художник в своих дневниках.
И все же, сегодня именно этот монументальный труд из 34 полотен наиболее известен и остальные работы художника находятся в его тени. "Поэма души" состоит из 18 цветных полотен, написанных маслом на холсте. Размер всех полотен колеблется в пределах 1,30 - 1,45 м. в высоту и 1,40 - 1,45 м. в ширину. Каждая картина сопровождается дополняющим ее стихотворением - всего 2800 строк. Вторая часть цикла, написанная художником значительно позже, состоит из 16 рисунков углем.
Работа над циклом длилась более 40 лет, с 1835 по 1881 год. Сегодня вся "Поэма души" находится Музей изящных искусств Лиона.
Все картины цикла носят аллегорический характер. Какие-то из них читаются легко, иные полны загадок. "Поэма..." повествует о жизни души, воплощенной в юноше, который преодолевает земные невзгоды сначала в сопровождении своего женского двойника, а потом без него.
Мистическая Одиссея начинается с рождения души в ее небесном доме и продолжается историей "Нисхождения души" на землю, куда ее бережно уносит крылатый ангел. Интересно, что далеко не все ангелы радуются, провожая душу в путь, иные из них рыдают или в страхе заслоняют лица руками, предвидя тяготы, ждущие душу на земле. И не случайно. Сам земной мир представлен на этой картине в образе Прометея, закованного в цепи и терзаемого орлом.
Впрочем, первые шаги души на земле совсем не ужасны. Тут ее встречает любящая мать, заботливый ангел - хранитель и первые земные радости, среди которых и грезы о недавно покинутом небе. На картине"Весна" (4 полотно цикла) герой впервые обретает свое альтер - эго. У души появляется тело, а у тела - душа. Душа, символизирующая женское начало, представлена юной девочкой, тогда как тело и мужское начало - это юный мальчик.
Впоследствии критики и искусствоведы, среди которых кстати был Шарль Бодлер, яростно спорили о том, является ли этот дуализм в творчестве художника его намеком на двойственность начал каждого человека, или это аллегория отношений, в которых каждого мужчину должна дополнять женщина.
Полотно "Родной кров" стоящее сегодня шестым в периодизации цикла, было первым из полотен Жанмо, написанных для "Поэмы души". Сюжет картины очень просто - тут показана семья, укрывшаяся в доме от грозы. За окном бушует непогода, а в доме мирно течет обычный вечер, и только дети с восторгом и испугом засматриваются на лютующую природу. В работе легко читается трепетное отношение художника к семье и восторг, который охватывает любого творца, когда он только начинает большой труд. Кроме того, в этой работе очень хорошо видны ученические корни Жанмо - классическая бытовая живопись с ее сентиментальным лиризмом оставляет очень мало поля для пафосных аллегорий.
Бытовой и даже сентиментальный характер картины "Родной кров" резко контрастирует с двумя следующими полотнами ("Неверный путь" и "Кошмар"), где мальчик и его душа направляются по пути ложных знаний, что едва не приводит к потере души, которую похищает старуха, символизирующая смерть. В этих картинах наука противопоставляется вере и в стихах, сопровождающих полотна, Жанмо описывает ужасный мир, в котором "никто не верит ни во что, кроме собственного разума".
Но к счастью, "Кошмар" не вечен. И спасением от него художник считает веру. Именно она является темой следующего полотна ("Пшеничное зерно"), где священник учит своих подопечных, показывая им пшеничный колос. Он надеется, что брошенное им зерно веры прорастет в их юных душах. Следующее полотно, изображающее сцену первого причастия, свидетельствует о том, что труды священника не пропали даром.
"Девственность" одиннадцатое полотно цикла ближе всего к классическим итальянским живописным канонам. На нем двое молодых людей сидят у воды, они все еще одеты в одежды причастия. Мальчик ласкает горлицу - символ кротости и покоя, а девочка гладит пантеру - образ укрощенных страстей и насилия. Центральной осью композиции является лилия, словно сошедшая с полотен Рафаэля Санти. Она и разделяет и объединяет пару. Лучшим описанием полотна могут служить строчки, из прилагающегося к нему стихотворения: "счастлив, счастлив чистым сердцем".
На следующей картине ("Золотая лестница") к паре молодых людей, дремлющих в лесу, спускается с неба процессия из девяти ангелов. Каждый ангел носит на себе символ, относящийся к искусствам - они несут герою картины творческие замыслы, тем самым, делая спящего юношу прообразом Творца, парящего в облаках.
Но, прежде чем замысел станет явью, героя картины ждет множество испытаний и, прежде всего, это испытание временем, которое угрожает и земному счастью и смелому плану. Не даром следующее полотно называется "Солнечные лучи", а кружащиеся в хороводе девушки символизируют в первую очередь круговорот дней. Но не только. На этой картине мальчик и его душа стоят лицом друг к другу, но между ними есть и другие люди. Так, девушка справа от юноши пытается соблазнить его. Ее богатый наряд говорит о том, что она символизирует не только страсть, но и богатство. Этот танец - это испытание, ведь юноша вырос и вступает в мир, полный наслаждений и искушений. Обратите внимание на время года, изображенное на картине. Это уже не весна с первых полотен, и не лето как на картине "Пшеничное зерно", это осень - пора зрелости и мудрых решений.
За испытанием следует труд, его символизирует восхождение в гору на следующем полотне цикла. А за восхождением идет заслуженный отдых. Полотно "Однажды вечером" - это своеобразное отражение картины "Девственность", в паре они символизируют начало и конец пути. Таким образом, наши герои прошли все этапы любви, прожитой в целомудрии. Их ждет вознесение - восхождение к идеалу.
Этот путь начинается с картины "Полет души", где герои покидают вершину горы, а заодно и реальный мир. Девушка поддерживает юношу, чтобы вести его над равнинами, все ближе и ближе к небесам. В стихотворении, сопровождающем это полотно, мы можем прочесть как умудренный жизнью корифей дает предостережение молодой паре, говоря, что "ожидания не всегда совпадают с реальностью, но сама эта сила, которая толкает их все выше и выше - это и есть любовь." Эта сила парения и изображена на следующей картине - "Идеал".
А потом подруга неожиданно покидает молодого человека и он остается один наедине со своей памятью и тоской. Таким мы и видим его на картине "Реальность" - последней из картин цветной части цикла. Сопровождая картину стихами, художник пишет:
Жить - это чувствовать,
Сожалеть о прошлом,
Ужасаться грядущему,
И все же наслаждаться каждым днем,
Несмотря на то, что они - все тяжелее.
На этом трагическом моменте разлуки заканчивается цветная часть цикла и дальше мы узнаем, что весь пройденный путь был только началом. Но теперь молодого человека ждет одинокое и куда менее радужное странствие сквозь земные невзгоды. И цикл, написанный красками, и цикл, нарисованный углем, объединены одним названием "Поэма души", но вторую часть цикла вернее было бы назвать "Поэма без души", ибо теперь юноша обречен идти один без своей спутницы и подруги.
Впрочем, его невзгоды - это скорее земные соблазны, которые подстерегают каждого на земле. Гордыня, безбожие, прелюбодеяние и прочие смертные грехи нашли свое отражение на этих рисунках. Это не просто рисунки -это ступени, ведущие прямиком в Преисподнюю.
Большинство работ этой части цикла было написано после 1870 года и по настроению этих работ видно, как угасает жизненный оптимизм художника, как его юношеские задор и отвага уступают место смирению. Он больше не ждет от этой жизни чудес и уповает только на жизнь иную.
"Поэма... " Жанмо настолько многогранна, что искусствоведы последующих эпох буквально передрались в борьбе за правильную трактовку этого произведения. Некоторые специалисты считают "Поэму души" ответом на социально-политические преобразования, которые Франция переживала в ту пору. Для страны - это и правда было время больших перемен. Тут принимали закон о разводах, реформировали школьное образование и оспаривали роль религии в воспитании детей. И все эти темы вы с легкостью найдете в "Поэме..." Жанмо - какой же француз откажется поболтать о политике, пусть и в художественной форме.
Иные же исследователи полагают, что "Поэма ..." носит исключительно религиозный характер и буквально иллюстрирует Евангелие. Такая точка зрения тоже имеет под собой не мало оснований, поскольку Жанмо родился и вырос в очень религиозной семье и до конца своих дней почитал себя ярым католиком.
Романтики же считали, что главная тема "Поэмы..." конечно любовь, и душа в первой части поэмы - это не просто альтер - эго героя, но его истинная возлюбленная, именно поэтому потеря ее приводит к столь многим злоключениям.
А еще "Поэма..." Жанмо - это практически антология современной художнику живописи, в которой вы с легкостью найдете признаки всех, бытовавших в ту пору стилей от академического реализма, до жанрового сентиментализма и символизма, который только - только зарождался.
Такая многогранность "Поэмы...", на наш взгляд, связана с тем, что Луи Жанмо был не столько художником, которого, как правило, ведет конкретный замысел, сколько мыслителем. Просто мысли его были "телесны" и он стремился сохранить их в красках и на холсте, точно так же, как иные слагают их в буквы и строчки. А думал Жанмо о многом, и лучше всего о своем произведении написал он же сам: "я собрал этот цикл подобно букету, который собирают в пути, когда бредут не заботясь о цели, просто идут шаг за шагом, собирая цветок за цветком".
сайт https://zen.yandex.ru/media/the_last_romantics_brotherhood/ot-rojdeniia-do-padeniia-602427c6a06a2a6c7a590f0c
0 Комментарии