ЛУИ-ЛЕОПОЛЬД БУАЛЬИ
1832 г.
Национальная художественная галерея, Вашингтон
Что можно увидеть на картинах Буальи? Жизнь французов, иногда анекдотическую, удивительную. Кажется, художнику есть до всего дело. Чего только стоит его картина «Тридцать шесть лиц» [3], изображающая толпу, и у каждого человека в ней свое выражения лица. Они настолько органично смотрятся все вместе, будто, к примеру, естественная очередь или стихийное сборище, решившее поглазеть на какое-то внезапное событие. Наверное, каждый из нас мог наблюдать такое в современных реалиях в метро в час пик.
Кроме этого, живописец выпустил целую серию рисунков «Гримасы» . На каждом запечатлены до 5 человек с искаженными лицами – дамы кривятся от неприятного запаха, артисты выступают в театре, мужчины принимают горькое лекарство и тд. Карикатуры не избежали ни богачи, ни дамы, ни старики, ни дети, ни врачи, ни художники, … , ни сам Буальи. И свои автопортреты он рисовал, веселясь.
Художник любит лица, эмоции, народ – «Эффект мелодрамы» , «Ложа, в день бесплатного спектакля» или, продолжая тему театра, «Вход в Théâtre de l’Ambigu-Comique в день бесплатного спектакля» . Первая картина - более лирическая, в отличии от остальных. На ней изображено сословие выше среднего класса, тонкую и чувствительную даму в обмороке окружают хорошо одетые, ухоженные люди, сочувствующие ей, тогда как на второй из приведенных картин мы видим стариков, средний и низший класс. Люди жадные к бесплатному представлению, беспардонные. Кто-то откровенно скучает, других увлекло чудо на сцене, некоторых просто задавили, как, возможно, прелестную молодую даму в сопровождении ее матери, которым, правда, больше интересен молодой человек рядом, а люди все так же лезут вперед. Обе картины написаны в 1830 году, и, похоже, что в том же театре.
Буальи прибегает и к совершенно интимным сюжетам. Картина конца XVIII века «Интимный туалет с запахом розы» вполне отображает свое название. Остается только гадать, действительно ли изображенная дама позировала живописцу, или это подсмотренный им сюжет.
Более скромные «домашние» темы, спокойные, наполненные детским смехом и рассказами бабушки, художник пишет наравне с остальными. Тут встречаются и портреты натурщиков за повседневными делами - «Молодая девушка за глажкой» , и семейные сборы – «Чтение вестника о Великой армии» , «Семейная игра в шашки», где отец учит играть столпившихся вокруг отпрысков , а на следующем полотне – «Урок географии» для дочки .
На его полотнах часто встречается также родственная ему тема – мастерские художников . Множество дам за мольбертами означало, что во Франции конца века и начала нового резко увеличилось число женщин-художниц, а живописец это исправно изобразил в своей «графической хронике и энциклопедии быта» – своих картинах.
А светская жизнь находит выход под кистью Буальи в картине «Бильярд» . Игра, раньше позволенная только мужчинам, после Революции с растущим числом кафе и, собственно, бильярдных стала широко популярной и доступной для дам.
Буальи мастер массовых сцен – настолько массовых, что за всеми участниками сложно уследить. Это «Платная переправа» , дождь на улицах города, – время ярких зонтиков и глубоких луж, которые очень неудобно преодолевать в модных нарядах. За небольшую плату более богатым горожанам предлагалось пройти через лужу по специальной доске. «Прибытие почтовой кареты» возвращает мужа домой молодой женщине, которая его обнимает, на фоне кто-то занят баулами с кареты, а молодая пара в углу друг с другом. «Политиканы в Тюильрийском саду» напоминают немного сборы современных нам пенсионеров за шахматами в парке. К слову, аналогичная картина у него тоже есть – «Партия в шашки в кафе Lamblin в Пале-Ройаль» . Он часто рисует детей : их игры, в том числе, можно увидеть на картине «Вход в турецкий сад» . Жизнь бьет ключом, все чем-то заняты, переживают и чувствуют, и это то, что может описать все произведения этого художника.
У Буальи мало картин на политическую тематику, самые известные это «Санкюлот» , поднимающий флаг, 1792г., и «Триумф Марата» , спасшее его от штрафов за картины с эротическим подтекстом, 1794г. Вдобавок к этому он нарисовал портрет очень несчастного Наполеона, времен должности Первого консула .
Еще одна интересная работа - картина в картине - «Публика смотрит на «Коронацию...» Давида в Лувре» .
Также наследие художника представлено несколькими натюрмортами - изображение вазы с цветами, под которой лежит две мертвые птицы - «Nature Morte...» , 1790е, и парочка «Обманок» (Trompe l'oeil) .
В 1833 году Буальи был награжден орденом Почетного Легиона. За свою творческую жизнь он выполнил около 500 жанровых картин и приблизительно 5 000 портретов, его творчество настолько всеобъемлющее, что о нем можно говорить еще очень долго. Но лучше - наблюдать, что мы и предлагаем сделать вам.
0 Комментарии