Артемизия Джентилески - Автопортрет
Артемизия Джентилески (итал. Artemisia Gentileschi, Artemisia Lomi, 8 июля 1593, Рим — около 1653, Неаполь) — итальянская художница.
Первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции — первой художественной Академии Европы.
Итальянская художница, выдающийся представитель караваджизма, дочь известного художника Орацио Джентилески, художница, почитавшаяся в эпоху барокко наравне с Рубенсом и Караваджо. Настоящая фамилия семьи итальянских живописцев конца 16 и 17 вв. – Ломи (Lomi).
Любящий отец Орацио Джентилески дважды предопределил ее судьбу, когда выбрал девочке имя Артемизия («полынь») и когда научил в 12 –летнем возрасте писать картины.
Рано проявившееся дарование принесло ей европейскую репутацию. Всю жизнь художнице приходилось пробиваться через стену непонимания и унижений в жестком и исключительно мужском мире тогдашних художников. Она прожила независимую жизнь, что для женщины того времени было большой редкостью.
В 1611 году ,в возрасте 18 лет , Артемизия была изнасилована флорентийским художником Агостино Тасси, работавшим вместе с её отцом. После семимесячного судебного разбирательства, унизительного и мучительного (её пытали) для Артемизии, Тасси был признан виновным и приговорён к году тюрьмы., откуда очень скоро был выпущен. Переживания художницы получили выражение в её наиболее знаменитой работе:«Юдифь, обезглавливающая Олоферна», 1612.
Джентилески изображает Юдифь в тот момент, когда она, схватив врага за волосы и с жесткой решительностью взяв в руку меч, приступает к неприятному, но необходимому делу — она отрезает ему голову, как домашняя хозяйка при разделке рыбы (здесь нет того единственного удара, после которого голова отлетает в сторону, который любят изображать мужчины-живописцы). От этого зрелища служанку тошнит — но не Юдифь. Картина тем более интересна, что, как на всех работах Джентилески, мы и на этой видим ее автопортрет. "Юдифь с головой Олоферна"
Искаженное ужасом лицо жертвы-мужчины уравновешивается мрачно-сосредоточенным лицом убийцы-женщины. Она закатала рукава своего роскошного платья и насколько могла отодвинулась от тела, из которого фонтаном бьет кровь. Ее сильные руки вытянуты параллельными линиями, причем на одной надет изящный браслет. Почти треть картины занимает кровать с тремя положенными один на другой матрасами — светлыми, толстыми, мягкими. Свисающий отороченный перьями плащ справа уравновешен небрежно брошенным на торс Олоферна алым одеянием, а три головы — испуганная, торжествующая и страдающая -образуют треугольник, который с другой стороны уравновешен беспомощно выставленным в никуда коленом.
В зрелости Джентилески презирала мужчин, восторгавшихся не столько ее творчеством, сколько красотой и пасовавших перед ее независимостью.
Выйдя замуж за художника Пьерантонио Стиаттеси (брак устроил её отец), Артемизия в 1612 году переехала во Флоренцию. Работала под покровительством Козимо II Медичи, дружила с Галилеем. В 1621 году работала в Генуе, затем перебралась в Венецию, где познакомилась с Антонисом Ван Дейком и Софонисбой Ангиссола, затем вернулась в Рим, а между 1626 и 1630 гг. переехала в Неаполь.
В неаполитанский период художница впервые получила заказ на фресковую роспись церкви — в городке Поццуоли под Неаполем. В 1638—1641 жила и работала в Лондоне вместе с отцом под покровительством Карла I. Затем вернулась в Неаполь, где и жила до кончины.
Первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции — первой художественной Академии Европы.
Итальянская художница, выдающийся представитель караваджизма, дочь известного художника Орацио Джентилески, художница, почитавшаяся в эпоху барокко наравне с Рубенсом и Караваджо. Настоящая фамилия семьи итальянских живописцев конца 16 и 17 вв. – Ломи (Lomi).
Любящий отец Орацио Джентилески дважды предопределил ее судьбу, когда выбрал девочке имя Артемизия («полынь») и когда научил в 12 –летнем возрасте писать картины.
Рано проявившееся дарование принесло ей европейскую репутацию. Всю жизнь художнице приходилось пробиваться через стену непонимания и унижений в жестком и исключительно мужском мире тогдашних художников. Она прожила независимую жизнь, что для женщины того времени было большой редкостью.
В 1611 году ,в возрасте 18 лет , Артемизия была изнасилована флорентийским художником Агостино Тасси, работавшим вместе с её отцом. После семимесячного судебного разбирательства, унизительного и мучительного (её пытали) для Артемизии, Тасси был признан виновным и приговорён к году тюрьмы., откуда очень скоро был выпущен. Переживания художницы получили выражение в её наиболее знаменитой работе:«Юдифь, обезглавливающая Олоферна», 1612.
Джентилески изображает Юдифь в тот момент, когда она, схватив врага за волосы и с жесткой решительностью взяв в руку меч, приступает к неприятному, но необходимому делу — она отрезает ему голову, как домашняя хозяйка при разделке рыбы (здесь нет того единственного удара, после которого голова отлетает в сторону, который любят изображать мужчины-живописцы). От этого зрелища служанку тошнит — но не Юдифь. Картина тем более интересна, что, как на всех работах Джентилески, мы и на этой видим ее автопортрет. "Юдифь с головой Олоферна"
Искаженное ужасом лицо жертвы-мужчины уравновешивается мрачно-сосредоточенным лицом убийцы-женщины. Она закатала рукава своего роскошного платья и насколько могла отодвинулась от тела, из которого фонтаном бьет кровь. Ее сильные руки вытянуты параллельными линиями, причем на одной надет изящный браслет. Почти треть картины занимает кровать с тремя положенными один на другой матрасами — светлыми, толстыми, мягкими. Свисающий отороченный перьями плащ справа уравновешен небрежно брошенным на торс Олоферна алым одеянием, а три головы — испуганная, торжествующая и страдающая -образуют треугольник, который с другой стороны уравновешен беспомощно выставленным в никуда коленом.
В зрелости Джентилески презирала мужчин, восторгавшихся не столько ее творчеством, сколько красотой и пасовавших перед ее независимостью.
Выйдя замуж за художника Пьерантонио Стиаттеси (брак устроил её отец), Артемизия в 1612 году переехала во Флоренцию. Работала под покровительством Козимо II Медичи, дружила с Галилеем. В 1621 году работала в Генуе, затем перебралась в Венецию, где познакомилась с Антонисом Ван Дейком и Софонисбой Ангиссола, затем вернулась в Рим, а между 1626 и 1630 гг. переехала в Неаполь.
В неаполитанский период художница впервые получила заказ на фресковую роспись церкви — в городке Поццуоли под Неаполем. В 1638—1641 жила и работала в Лондоне вместе с отцом под покровительством Карла I. Затем вернулась в Неаполь, где и жила до кончины.
0 Комментарии