Аннелла ди Массимо (1602—1643) — итальянский художник.
Софонисба с чашей яда, сд
масло на холсте
129 х 103 см. (50,79 х 40,55 дюйма)
частная коллекция
© фото Доротеум
Примечание к каталогу Доротеум
Мы благодарны Риккардо Латтуаде за предложение атрибуции после изучения настоящей картины в оригинале и за помощь в каталогизации этого лота.
На настоящей картине изображена Софонисба; вероятно, он был задуман как пара к предыдущей картине (лот 67) или как часть серии античных героинь Дианы Де Розы и дает фундаментальное представление о художественной важности и автономии художника посреди многолюдного творческий контекст художников, работавших в Неаполе в первой половине семнадцатого века.
Тема женщин, выраженная с большой индивидуальностью, занимает видное место в творчестве Дианы Де Роса, что свидетельствует об особом внимании художницы к творчеству Артемизии Джентилески.
Главные героини настоящей и предыдущей картины Дидоны — женщины, предпринявшие крайние действия, чтобы воплотить в жизнь свои этические и сентиментальные идеалы. В этом смысле Диана де Роса является неаполитанским ответом Артемизии Джентилески: она была одной из редких выдающихся профессиональных художниц, работающих в Неаполе, которые достигли значительных успехов в своей области.
Софонисба, одетая с царственной элегантностью, держит в руках серебряный кубок с ядом, то ли готовясь выпить, то ли только что сделав это. Она смотрит в сторону, спокойно принимая смерть за бесчестье. На самом деле она была дочерью карфагенского генерала во время второй Пунической войны. Она вышла замуж за принца соседней Нумидии, который был союзником Рима, и ей удалось отдалить его от его римских хозяев. Ее муж был захвачен другим нумидийским вождем Масиниссой, который, в свою очередь, влюбился в Софонисбу и женился на ней. Чтобы предотвратить потерю второго союзника по той же причине, римский полководец Сципион потребовал, чтобы она была сдана и отправлена в плен в Рим. Ее муж, не осмеливаясь бросить вызов Сципиону, послал ей чашу с ядом, которую она выпила.
Черты Софонисбы можно сравнить с Мадонной в «Мадонне с младенцем» в Кьеза-дель-Дивино-Аморе в Неаполе, которую до недавнего времени считал анонимный художник, близкий к Пачекко де Роса, хотя Латтуада приписывал эту работу Диане де Роса. . Среди картин, которые также достоверно приписываются Диане Де Роса и с которыми можно особенно сравнить настоящую работу, есть картина «Святая Агата», проданная в Доротеуме (22 октября 2019 г., лот 57).
Дополнительные биографические данные о Диане Де Роса см. в записи каталога для лота 67. [Смерть Дидоны]
* * *
Аннелла ди Массимо, урожденная Диана де Роса, родилась в Неаполе в 1602 году в семье Катерины де Мауро и художника Томмазо де Роса. Томмазо умер в 1610 году, а Катерина снова вышла замуж в 1612 году за другого художника, Филиппо Витале. Некоторые источники утверждают, что Диана впервые научилась рисовать у своего дяди Пачекко, в то время как другие утверждают, что Пачекко на самом деле был братом Дианы, и оба брата и сестры научились рисовать под руководством своего отчима Филиппо Витале. Когда у Дианы проявились творческие способности, она присоединилась к мастерской кавалера Массимо Станционе. В 1626 году Диана вышла замуж за Агостино Бельтрано, который также тренировался у Станционе.
По указанию Станционе Диана написала множество работ. По словам биографа Бернардо де Доминичи, написавшего отчет о жизни Дианы, она рисовала заказанные работы в соответствии с предварительными рисунками Станционе, а затем Станционе ретушировала их, прежде чем они были доставлены покровителю.
0 Комментарии