Мартин де Вос - Страшный суд

 МАРТИН ДЕ ВОС (1532 — 1603)

Страшный суд
1570
263 x 262
Музей изящных искусств Севильи

МАРТИН ДЕ ВОС (1532 — 1603)
(нидерл. Martin de Vos или Maarten de Vos, иногда Maerten de Vos) —
нидерландский художник один из ведущих мастеров фламандской живописи и графики конца XVI века. Самый знаменитый из династии художников этой фламандской фамилии. Первые навыки в искусстве получил от своего отца Питера де Воса. Затем прошел серьезную школу у Франса Флориса. Работа с ним в качестве помощника принесла де Восу начало известности. В 1552г. отправился в Италию. В Венеции сотрудничал с Тинторетто, выполняя в его картинах фигуры животных и пейзажи. Это оказало ощутимое воздействие на все его творчество. Побывал он также в Риме и Флоренции. Писал портреты, в том числе и членов семьи Медичи, а также сюжетные композиции. Особое пристрастие обнаружил к античным памятникам и зарисовывал их в большом количестве. Позднее эти рисунки часто использовал в своих живописных работах. В 1556г. Мартин де Вос вернулся в Антверпен и никогда не покидал его в дальнейшем. Вдохновленный итальянскими впечатлениями, он основал общество романистов (поклонников Италии). В 1559г. был принят в гильдию Св.Луки, а с 1572г. избран ее деканом. Известно, что в 1568г.он расписывал столовую в особняке антверпенского вельможи Гиллиса Хофтмана при содействии знаменитого картографа Абрахама Ортелиуса в интерпретации сцен деяния апостолов. Художника и Ортелиуса сближали общие идеи гуманизма и приверженность к протестантизму. После смерти Франса Флориса Мартин де Вос стал самым видным художником Антверпена. Писал картины на исторические и мифологические сюжеты, портреты, а после реставрации католицизма- на темы Ветхого Завета. Известно, что де Вос восстанавливал ряд памятников, разрушенных во время иконоборчества 1558г. Руководил декоративным убранством города по случаю торжественного вьезда в него герцога Алансонского и эрцгерцога Эрнста. В качестве автора композиций сотрудничал с издательством Кристофа Плантена. В диапазон его творческого внимания входили объединенные в тематические серии глубокие, с философским подтекстом аллегории, такие как ,,Темпераменты", ,,Времена года", ,,Четыре возраста человека", ,,Стихии", ,,Чувства", ,,Добродетели", ,,Пороки", и т. д. Судя по широкому охвату изображаемых тем, глубине и серьезности их осмысления, он был незаурядно образован. Примечательно, что во многих его композициях, таких как ,,Св.Анна и Дева Мария с Младенцем Христом, слушающие пение ангелов", ,,Дева Мария в окружении музицирующих ангелов", ,,Небесные ангелы, славящие рождение Христа", проявлено особое пристрастие к музыке с частым включением в изображение целых нотных текстов для песнопений. Вероятно, по впечатлениям, оставленным де Восом от пребывания в Италии, Вазари в его труде о живописцах, ваятелях и зодчих, в разделе ,,О разных фламандских художниках", писал о нем: ,,Хорошими замыслами и хорошим колоритом славится также и Мартин де Вос, который отлично пишет с натуры". А вот как отзывается о нем ван Мандер: ,,Его дарование в композиции, его манера, его искусная группировка фигур- одним словом, его гений ярко выражается в гравюрах, исполненных по его рисункам различными граверами и в таком количестве, что, если он в этом не превосходит другого Мартина, а именно Мартина Хемскерка, то во всяком случае равен ему. В своем рисунке он был разнообразен, правилен и точен. Что касается внешности, то это был высокий, статный и крепкий человек". Кстати, многие из его инвенций, ставших источниками для названных гравюрных воплощений, вошли затем как иллюстрации к знаменитой Библии Пискатора, существенно богатившие ее иконографию. Мартин де Вос умер 4декабря 1603г. семидесяти двух лет от роду.


Отправить комментарий

0 Комментарии