Сандро Боттичелли - Венера и Марс

 САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ (1445-1510)

Венера и Марс
1483
Нацмональная галерея, Лондон
*************************
Картина написана, возможно, по заказу купеческой семьи Веспуччи.
Согласно древнегреческому мифу, богиня любви, Афродита (Венера в древнеримской мифологии), супруга хромоногого и уродливого Гефеста (Вулкана), влюбилась в Ареса (Марса, которого древние римляне считали своим покровителем) и изменила мужу. История рассказывается в «Одиссее» Гомером и в «Метаморфозах» Овидием, а также в средневековом «Романе о Розе». Сюжет был очень популярен в Италии XV—XVI вв., вытеснив постепенно все остальные, где также провозглашалась власть богини любви над мужчинами и её благотворное влияние. Известны многочисленные книжные миниатюры и росписи кассоне с изображением истории Венеры и Марса, особенно распространена была сцена в спальне, где обманутый муж застаёт любовников. Паоло Скьяво в картине «Царство любви» написал Венеру и Марса, пойманных сетью. Однако наиболее известны трактовки этой истории, предложенные Пьеро ди Козимо (ок. 1490) и Сандро Боттичелли, значительно отличающиеся сюжетом от фривольного анекдота.

Марсилио Фичино даёт объяснение взаимоотношений Венеры и Марса через астрологические понятия:
«Марс выделяется между планетами своей силой, ибо он делает людей сильнее, однако Венера господствует над ним <…>, часто в соединении с Марсом или в противостоянии к нему <…> Венера не даёт ему проявить свои недобрые свойства <…>, она господствует над Марсом и смиряет его, Марс же никогда не господствует над Венерой».

Аллегорической теме идиллического союза Марса и Венеры, уходящей корнями в дидактическую поэму Лукреция «О природе вещей» (I, 31-40), посвящали свои стихи многие известные поэты, в том числе Анджело Полициано (Стансы, I, 122—126) и правитель Флоренции Лоренцо Медичи по прозвищу Великолепный («Любовь Венеры и Марса»).

Вероятно, картина Боттичелли также была написана в связи с бракосочетанием в семье Веспуччи. Эта семья (из которой, кстати, происходил мореплаватель Америго Веспуччи) была давно связана с семьёй Филипеппи. Об этом свидетельствуют осы вокруг дупла в правом верхнем углу картины — а именно пчёлы изображены на гербе семьи Веспуччи.


Отправить комментарий

0 Комментарии