Франсуа Луи Жанмо - Полевой цветок

 Франсуа Луи Жанмо   -   Полевой цветок






Бывают в живописи работы, словно "живущие" вне времени, не привязанные ни к эпохе, ни даже к личности их создателя. Словно это они сами пришли к художнику извне, чтобы быть созданными и увиденными. Одна из таких картин "Полевой цветок" Луи Жанмо.

Картина была написана в 1845 году и презентовалась дважды: на выставке французских художников в Париже в 1845 году и во дворце Сен-Пьер в Лионе в 1846-1847 годах. А в 1855 году полотно дополняло целую серий работ Луи Жанмо на на Всемирной выставке в Париже.

Эпохальному циклу художника "Поэма души" там не повезло - его безжалостно разгромила критика, а вот скромный "Полевой цветок" удостоился всеобщего одобрения и картина была приобретена коллекционером Полем Борелем. После смерти мецената родственники распродали его коллекцию произведений искусств. "Полевой цветок" купил музей Лиона и картина вошла в его постоянную экспозицию.

Картина выполнена масляной краской на деревянной панели 103 см. в высоту и 83 см. в ширину и экспонируется в широкой деревянной раме с обильной позолотой.

Героиня картины сидит в центре композиции, она одета в свободную шелковистую розовую одежду с круглым вырезом, вышитым зеленым, с прямой проймой, удерживаемой на плечах, из-за которой видны плотные зеленые рукава чуть выше запястья. Кусок красной ткани с зубчатым отворотом лежит на коленях героини. Нежное лицо девушки с гладкими чертами, слегка румяными щеками, пухлым ртом и темными глазами обрамляют густые черные волосы, собранные в простую прическу. Голову героини венчает тонкая "корона" из нескольких розовато-белых цветков полевого вьюнка. Вид у нее задумчивый и серьезный. Ее правая рука, грациозно покоящаяся на ткани, держит несколько свежесобранных цветов: лютики, ромашки, васильки. В левой руке девушки, чуть отодвинутой от колен - букет красных маков, перекликающийся по цвету с покрывалом на коленях девушки. Куст шиповника, чьи бледные цветы перекликаются с розовым одеянием девушки и венком в ее волосах, завершает композицию справа. Вокруг девушки растут высокие травы, среди которых видны ромашки и васильки. Бабочки с желтыми и синими крыльями прилетают и садятся на цветы. На заднем плане широкая равнина открывает пейзаж до холмов и слегка скученных гор. Слева облака окрашиваются в розовый цвет, что позволяет нам судить о времени - это поздний вечер летнего солнечного дня. Над полями простирается небо синее и бледно-голубое. Вся композиция купается в мягком пастельном свете, которому могли бы позавидовать лучшие мастера Возрождения.


Критики сочли картину простоватой, однако противиться ее очарованию не смогли. В газетах писали: " Здесь художник жертвует лионской традицией флористической живописи в угоду старым мастерам, не отказываясь, при этом, от свойственной ему христианской символики. В отличие от художников своего времени, он не стремится возвеличивать созданные человеком, искусно выращенные цветы. Напротив, он подчеркивает свежесть, естественность и простую красоту цветов, созданных Богом" .

Картина удостоилась даже похвал Шарля Бодлера, который не слишком любил сентиментальную живопись, но про "Полевой цветок" писал: "Помимо того, что модель очень красива и очень хорошо подобрана, есть в самом цвете и сочетании этих зеленых, розовых и красных тонов, немного болезненных для глаз, некоторая мистичность, которая согласуется с остальными деталями картины. Существует естественная гармония между этими цветами и этим рисунком».


Но, то были мысли критиков, а широкая общественность сразу же кинулась гадать, кто эта девушка. Следует упомянуть, что портрет с цветами и на природе был довольно традиционным жанром живописи тех времен. Так что порыв общественности, вознамерившейся узнать, кто же стал музой, для этой работы художника, был более чем понятен. Но увы. Мы и сегодня не знаем, ни был ли портрет посвящен конкретной девушке, ни даже имени натурщицы, позировавшей для картины.

Впрочем, композиция картины, а так же наряд девушки, явно отсылающие смотрящего скорее к эпохе Возрождения нежели к живописи XVIII - XIX веков, наводят на мысль о том, что картина носит иносказательный характер и перед нами не портрет, а аллегория. В этой трактовке девушку чаще всего называют Флорой - богиней цветов и полей.

Кстати, о цветах. Как и положено в викторианской живописи их подбор не может быть случаен. В букете девушки ромашки, лютики и васильки, на ее голове - полевой вьюнок, а в левой руке - ярко красные маки. Все цветы, собранные девушкой в букет близки по значению, они говорят о том, что их обладательница влюблена, той самой нежной и робкой первой любовью, которая приходит на границе детства, переходящего в юность. Голову красавицы венчают сомнения - признание еще не состоялось и девушка не знает взаимны ли ее чувства. А вот маки в левой руке героини картины говорят о том, что все ее грезы - пустые мечты, срок которых не долог.

Не даром сам художник, на вопрос о чем же его картина, как-то ответил строчками из Иоанна Златоуста:

Человек как трава. Дни его, как цветы полевые. Отцветут, и даже ветер, проносившийся над ними, не найдет того места, где они цвели.






Отправить комментарий

0 Комментарии