Джудит Лейстер - Виолончелист

 Джудит Лейстер (северонидерландский художник) 1609 - 1660

и студия
Cello Player, s.d.
холст масло
80,2 х 68,5 см. (31,63 x 27 дюймов. )
частная коллекция

Judith Leyster (North Netherlandish painter) 1609 - 1660
and Studio
Cello Player, s.d.
oil on canvas
80.2 x 68.5 cm. (31.63 x 27 in.)
private collection



Джудит Лейстер была голландской художницей Золотого века. Она была одной из трех значимых женщин-художниц голландской живописи Золотого века; две другие, Рэйчел Руйш и Мария ван Остервейк, были специализированными художниками цветочных натюрмортов, а Лейстер рисовала жанровые работы, несколько портретов и один натюрморт. Число сохранившихся работ, приписываемых ей, варьируется от 20 до 35. После свадьбы она в значительной степени отказалась от живописи, из-за которой родилось пятерых
Лейстер родился в Харлеме восьмым ребенком Яна Виллемша Лейстера, местного пивовара и тканевого завода. Хотя детали ее обучения неясны, в подростковом возрасте она была достаточно известна, чтобы упоминаться в голландской книге Сэмюэла Ампзинга под названием Beschrijvinge ende lof der stadt Haerlem, первоначально написанной в 1621 году, пересмотренной в 1626-27 годах и опубликованной
Она научилась рисовать у Франса Питерса де Греббера, который в 1620-х годах руководил уважаемым мастер-классами в Харлеме. Ее первая известная работа с автографом датирована 1629 годом, за четыре года до вступления в гильдию художника. К 1633 году она была членом Гарлемской гильдии св. Луки, второй зарегистрированной там женщиной (первой зарегистрированной женщиной была Сара ван Баальберген в 1631 году, которая, как и Лейстер, не была членом семьи художников в Харлеме, а также вышла замуж за другого художника; Барент ван Эйсен). В то время в Харлеме было больше женщин, активно занимавшихся художниками, но так как они работали в семейных мастерских, им не нужна профессиональная квалификация, необходимая для подписывания работ или проведения мастерской. Самым заметным примером этого в случае Лейстера стала Мария де Греббер, сестра Петра де Греббера, которая была старше Лейстера на 7 лет и уже активная художница в мастерской отца в 1628 году. Возможно, она училась у Лейстера как ученица отца, а ее дочь Изабель позже вышла замуж за художника Габриэля Метсу. За два года после вступления в гильдию Лейстер взяла на себя трех учеников-мужчин. Записи показывают, что Лейстер подала в суд на Франса Халса за кражу одного из ее учеников, который покинул ее мастерскую ради мастерской Халса, спустя три дня после его прибытия Мать ученицы заплатила Лейстеру 4 гульденов в виде штрафных убытков, только половину того, что просила Лейстер, и Халс вместо того, чтобы вернуть ученика, оплатив штраф в 3 гульденов. Лейстера также оштрафовали за то, что он не зарегистрировал ученика в Гильдии.
В 1636 году она вышла замуж за Яна Менсе Моленаера, более плодовитого, хотя и менее талантливого художника похожих сюжетов. В надежде на лучшие экономические перспективы они переехали в Амстердам, где арт-рынок был гораздо более стабильным. Они пробыли там одиннадцать лет; у них было пятеро детей, только двое из которых дожили до взрослой жизни. В конце концов они переехали в Хемстеде, где в 1660 году Лейстер умер в возрасте 50 лет. В Хемстеде делили студию в небольшом доме, который уже не существует, но находился на территории современного парка Грунендааль.
Большая часть устаревших работ Лейстер 1629—1635 годов, что совпадает с периодом до рождения детей. Известно только две произведения, написанные после 1635 года; две иллюстрации в книге о тюльпанах 1643 года и портрет 1652 года. Ей обычно приписывают всего около дюжины работ.
Хотя Лейстер и ее работы хорошо известны при жизни и уважаемые современниками, после ее смерти Лейстер и ее работы были в целом забыты. Переоткрытие Лейстера произошло в 1893 году. Лувр купил Франс Халс, только чтобы обнаружить, что он был нарисован Джудит Лейстер. Дилер изменил монограмму, которую использовала в качестве подписи. Историки искусства с того периода часто отклоняли ее как подражателя или последователя Халса, хотя за последние несколько лет такое отношение несколько изменилось.
Кроме упомянутого выше иска, характер профессиональных отношений Лейстера с Халсом неясен: она могла быть его студенткой или дружелюбной коллегой. Возможно, она была свидетелем крещения дочери Халса Марии в начале 1630-х годов, так как Джудит Янс была записана как таковая, но в Харлеме были другие Джудит Янсес. Нет никаких документов об учебе Джудит Лейстер под руководством Франса Халса, хотя большая часть работ Лейстера, таких как Веселый пьющий 1629 года (сейчас в Rijksmuseum в Амстердаме), очень сильно похожа на Веселый пьющий 1627-28 годов Халса (также в Rijksmuseum). Некоторые историки утверждают, что Халс должен был быть учителем Лейстера из-за тесного сходства между их работами.
Она подписывала свои работы Judita Leystar, часто как монограмму с инициалами JL с прикрепленной звездой. Это была игра слов; «Lei-star» на голландском языке означала «Lei-star», что было распространенным названием Северной звезды, используемой в то время голландскими моряками. Лейстер была особенно новаторской в своих отечественных жанровых сценах. В них она создаёт тихие сцены женщин дома, которые не были популярной темой в Голландии до 1650-х годов. Большая часть других ее работ была схожа по своей природе с работой многих ее современников, таких как Халс, Ян Стин и Утрехт Караваггисти Хендрик Тербрюгген и Джеррит ван Хонторст; их жанровые картины, как правило, таверны и другие сцены развлечений, со вкусами и интересами растущий сегмент голландского среднего класса.

Отправить комментарий

0 Комментарии