Алонсо Санчес Коэльо (Alonso Sánchez Coello, 1532-1588).
«Портрет Филиппа II c чётками», 1573. Музей Прадо.В 1550 году Санчес Коэльо вернулся в Португалию, ко двору короля Жуана III, где работал несколько лет. Когда Мор по дипломатическим поручениям приезжал в Лиссабон, он общался со своим учеником.
В 1555 году Санчес Коэльо перебрался в Испанию. При дворе Филиппа II он продолжил обучаться у Мора. После того как тот по невыясненным причинам стремительно покинул Мадрид, придворным художником короля назначали Санчеса Коэльо.
До своей смерти в 1588 году он оставался в этой должности, пользуясь благосклонностью короля и вниманием аристократии. Король был крёстным двух из семи его детей. Его пост унаследовал его ученик Хуан Пантоха де ла Крус.
Сферой работы Санчеса Коэльо был официальный портрет. Он работал в канонах испанского придворного портрета, которые начали складываться благодаря Антонису Мору, когда тот работал для испанского короля.
Санчес Коэльо, используя сдержанный подход к модели, шёл по стопам своего фламандского учителя, заимствуя у него формальные приёмы: статика, детализация и тщательность, неприкрашенная трактовка лица представителей династии Габсбургов, никогда не славившейся своей красотой. Отличия вызваны особенностями самого художника: он был не так твёрд в рисунке и не был пластически точен при передаче объёмов. Но эти недостатки трансформируются в его полотнах и становятся эстетической ценностью.
Санчес Коэльо нежно и тонко передавал градации света. Практически избегал углубляться в светотень. Испанские искусствоведы называют его «мастером серого цвета» — он отлично владел гаммой серых и серебристых тонов. Это придаёт его полотнам изысканность и элегантность, и вызванная этими качествами едва заметная идеализация уменьшает реалистическую суровость и физиологичность его образов. Одна из величайших находок в испанской живописи — это выработанное им обыкновение использовать нейтральный серый фон в портретах (вместо пейзажных и интерьерных фонов, принятых в итальянских ренессансных портретах).
Он выработал канон испанского придворного портрета: статичность, нейтральный фон, позирование модели, тщательность в деталях костюма, реалистичная передача внешности и физиологических особенностей лиц (без идеализации).
Его ученик Хуан Пантоха де ла Крус сделал этот канон ещё более формализированным.
0 Комментарии