Караваджо - «Смерть Богородицы»
Переход Матери Божией от земной формы жизни в другую, небесную.
Но в такой бедной темной комнате?
В сумерках, который ломается лишь красной занавеской, повисшей над балкой под потолком, и подобный оттенок халата мертвой женщины.
Апостолы собрались вокруг лежащего тела.
Они в отчаянии, в немыслимой печали, молча скорбят о смерти любимого человека.
Их массивные, однотонные фигуры контрастируют с цветом халата покойника.
Простое красное платье бедной женщины из Трастевере.
Ангелов нет, веселые путти не играют на инструментах, говорят, что тело и душа Марии попадают в рай.
Только красная занавес напоминает нам, что в этой бедной комнате только что умерла Царица Небесная.
Мы уже знаем, что во времена Караваджо не было решительной догмы о Успении Марии. Однако история смерти Марии в «Золотой легенде», основанной на апокрифе, была довольно широко известна. Догма Успения Пресвятой Богородицы была объявлена только 1 ноября 1950 года. Папа Пий XII включил в эту догму утверждение о том, что Мария после окончания земной жизни телом и душой отправилась на небеса. Догма, однако, никак не решает о смерти Марии.
Картина «Смерть Богородицы» была заказана в середине 1601 года из Караваджо Лаэрцио Херубини для алтаря могильной часовни, спроектированной Джироламо Райнальди и расположенной в римской церкви голых кармелитов Санта Мария дела Скала в Тра Стив. Картина должна была быть завершена в следующем году. Художник получил аванс и начал работать. К сожалению, из-за других заказов и бурной личной жизни художника в то время картина была закончена только весной 1606 года, незадолго до отлета Караваджо из Рима. Наверное, алтарная роспись так и не оказалась в часовне, так как была отвергнута кармелитами из-за отсутствия должного уважения к Божией Матери, что было связано с чрезмерным натурализмом образа. Об этом пишет Джулио Манчини в своем письме от 14 октября 1606 года, и при этом упоминает, что заинтересован в покупке картины, очень высоко оценивая ее художественную ценность. О цене он умудряется договориться, но картину не приобретает. В то же время герцог Мантуа Винченцо I Гонзага по инициативе своего придворного художника Петра Поля Рубенса заинтересовался холстом. Итак картина уходит в коллекцию Гонзаги. В 1627 году полотно находилось во владении короля Англии Карла I. После его казни в 1649 году королевские коллекции были выставлены на продажу. Шедевр Караваджо приобрел банкир и коллекционер искусства из Кельна Эберхард Джабах. В 1671 году полотно вошло в коллекцию Людовика XIV, короля Франции в Версале, а затем было перенесено в Лувр, где находится и сегодня.
0 Комментарии