НАТЮРМОРТ В ФОТОГРАФИИ.
Натюрморт – это один из жанров фотографии, в котором объектом съемки становятся различные неодушевленные объекты, изделия либо товары: художественные изделия, посуда, цветы, фрукты и пр. Часто натюрморт используют для демонстрации в изящной форме определенных предметов быта либо прикладного искусства. Сегодня данный жанр фотоискусства нередко используется в рекламной фотографии.
Также средствами натюрморта могут решаться и более сложные художественные задачи. Например, с помощью натюрморта можно раскрыть внутренний мир человека, отсутствующего в кадре, показать особенности его быта и характера.
Фотографии, снятые в жанре натюрморт, радуют поэтичностью изображения, выразительностью передачи фактуры, цвета и объема предметов, лаконизмом композиционных решений, четкостью тонального и цветового рисунка. Многие фото, снятые в этом жанре, поражают тонкостью композиционных решений и блеском мастерства фотохудожника.
Натюрморт, на котором сфотографированы расположенные на поверхности стола небольшие объекты, также называют иногда «настольной фотографией». Сам же термин «натюрморт» пришел в фотографию из живописи. Термин этот был придуман во Франции и в переводе обозначает «мертвая природа». В Англии подобный жанр изобразительного искусства носил название «still life», а в Германии «stilleben». И то, и другое переводилось как тихая, спокойная жизнь. В Голландии же единого наименования для данного жанра не существовало, каждая специализация (цветочные букеты, завтраки, рыбные натюрморты) обладала собственным названием.
Основными предметами, изображавшимися художниками на натюрмортах, были фрукты, цветы либо мертвая дичь. Фотографы, работавшие на заре фотографии, вскоре после того, как появился фотоаппарат, использовали, как правило, эти же предметы и снимали натюрморты обычно в помещениях, но иногда делали исключения. Дело в том, что ранние фотоматериалы отличались плохой светочувствительностью, поэтому некоторые фотографы предпочитали фотографировать натюрморты в палисаднике либо саду. При этом они составляли композиции из самых разных предметов: тачек, ведер, лестниц и пр., которые нередко соседствовали на фото с принесенными из дома вещами, а также живыми цветами и деревьями. Такого рода натюрморты присутствуют в работах Ричарда Джонса, Ипполита Байяра и Реми Робера.
В середине девятнадцатого столетия появились натюрморты, сделанные на сюжет «Vanitas», что с латинского переводится как «тщета», «призрачность». Обязательной составляющей этих натюрмортов был череп. Подобные работы были у Альфреда Стиглица, Роберта Мепплторпа, Ирвина Пенна, Луи Жюля Дюбок-Солея и пр.
С начала двадцатого столетия жанр натюрморта начал несколько видоизменяться. Просто запечатлеть предметы, скомпонованные вместе, было уже недостаточно. Фотографы стали искать более сложные ракурсы, использовать приближенную съемку, экспериментировать с фактурой и формой объектов. Расширился и круг используемых предметов. Кроме банальных бытовых вещей в натюрмортах стали использоваться различные индустриальные предметы: детали станков и машин, инструменты и пр. В это время фотографии в жанре натюрморт делали такие фотографы, как Уильям Андерхил, Эдвард Уэстон, Александр Родченко, Эдвард Стейхен, Андре Кертец и пр.
В середине двадцатого столетия в жанре «натюрморт» много фотографий сделал Йозеф Судек, который придавал предметам, изображенным на фото, особое настроение при помощи тонкой игры со светом.
Со второй половины двадцатого века фотографии, выполненные в жанре натюрморт, все чаще стали использоваться в рекламной индустрии. В жанре рекламного натюрморта много работал Ирвин Пен. Благодаря ему фотография, созданная в жанре фотографического натюрморта, впервые украсила обложку модного журнала.
Одним из наиболее известных российских фотографов, работавших в конце двадцатого столетия в жанре фотографического натюрморта, был Борис Смелов.
Мастером «шокирующего натюрморта» был Джоель-Питер Уиткин, который снимал разные части человеческого тела в обрамлении фруктов и цветов («Пир глупцов», «Голова женщины» и пр.).
0 Комментарии